Упражнения в ходьбе и беге

Иерархия: Главная > Методические материалы > Основные виды движений

Дети четвертого года жизни ходят достаточно уверенно. У не­которых наблюдается хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка. Однако у большинства детей походка по-прежнему остается тяжелой, они шаркают ногами, слабо раз­махивают руками или прижимают их к туловищу. Ребенку 3— 4 лет свойственны неравномерный темп ходьбы, неодинаковая длина шагов.

Согласованность движений рук и ног в беге у детей этого возраста несколько лучшая по сравнению с ходьбой. Быстрый темп передвижения ребенку дается лучше, чем медленный, од­нако и в беге координация движений еще несовершенна. Малыши бегают на всей стопе, работа рук выражена нечетко, иногда они прижаты к туловищу.

Во второй младшей группе детей приучают ходить и бегать со свободными движениями рук, не шаркать ногами, смотреть вперед, ориентироваться в пространстве, уметь согласовывать свои дей­ствия с действиями других детей и т. д.

Программа детского сада предусматривает следующие упраж­нения в ходьбе и беге: ходьба и бег небольшими группами и всей группой в прямом направлении; ходьба и бег в колонне по одному; по кругу, со сменой направления движения; по сиг­налу воспитателя; с переходом на бег и обратно; с остановкой после ходьбы и бега; врассыпную небольшими группами и всей группой; ходьба с перешагиванием через предметы.

Ходьба и бег небольшими группами в прямом направлении 

Это первое упражнение в ходьбе и беге на занятии. Дети должны научиться ориентироваться в сравнительно большом по площади, но ограниченном пространстве. Малыши учатся совместно действовать. Участие небольшой группы детей позволяет воспитателю видеть каждого ребенка, наиболее робких подбодрить словом, а иногда взять за руку и повести за собой.

На первом занятии малышам еще трудно четко перейти от ходьбы к бегу. Поэтому возможен вариант, при котором дважды проводится ходьба, а затем дважды бег. Это связано с тем, что после первого перехода на бег дети пытаются все время бежать. На последующих занятиях ходьба и бег чередуются. В течение нескольких занятий не все дети быстро справляются с заданием, но постепенно благодаря упражнениям результаты улучшаются.

Ходьба и бег всей группой в прямом направлении

Это уп­ражнение проводится после того, как дети освоят ходьбу и бег небольшими группами. Помимо двигательных задач, здесь решаются и воспитательные задачи: педагог следит, чтобы дети не только сохраняли нужное направление движения, но и не мешали и не толкали друг друга. Обычно ходьба и бег небольшими группами и всей группой в прямом направлении проводится в игровой форме: «Пойдем (побежим) в гости к мишке».

Ходьба и бег в колонне по одному небольшими группами

В ходьбе и беге колонной движения детей должны подчиняться единому (по возможности) темпу, который задает воспитатель, используя  при  этом  бубен  или  музыкальное сопровождение. Идти друг за другом, не обгоняя и не забегая вперед, это и есть по существу первая ходьба строем. Дети осваивают такой вид ходьбы довольно долго и не только в младших возраст­ных группах, но и в последующих группах.

Обучение также проводится в игровой форме. Дети входят в зал и садятся на места. Воспитатель приглашает первую подгруппу поиграть в «поезд»: «Вы будете вагончики, вставайте друг за другом». Воспитатель встает впереди поезда и ведет детей вокруг зала. Затем играют ребята второй подгруппы. Их также ведет воспитатель. После ходьбы в колонне по одному дети упражняются в беге (также по подгруппам). Воспитатель гово­рит: «А теперь вагончики побегут быстро, быстро». По сигналу воспитателя все останавливаются и идут на свои места.

Ходьба и бег в колонне по одному всей группой

Упраж­нение проводится в форме игры. Дети входят в зал друг за дру­гом. Воспитатель объясняет: «Сегодня вы все будете вагончиками поезда и пойдете друг за другом»— и встает впереди. Обойдя полкруга, воспитатель объявляет остановку. После небольшой паузы педагог дает следующее задание: «Теперь вагончики по­бегут быстро, быстро. Смотрите, не отставайте друг от друга!» Затем вновь дети идут, т. е. ходьба и бег чередуются. Следует учитывать, что малыши еще не могут соблюдать равное рас­стояние друг от друга, особенно в беге.

Ходьба и бег по кругу

Проводится по ориентирам (кубики, погремушки, флажки, шнур и т.д.). Перед началом занятия воспитатель раскладывает предметы по кругу (эти предметы можно использовать и при проведении общеразвивающих уп­ражнений). Дети входят в зал колонной по одному и выстраи­ваются в шеренгу, лицом к воспитателю. «Посмотрите, дети, какой у нас ровный и красивый круг,— говорит педагог.— Бу­дем ходить и бегать друг за другом вокруг кубиков». Воспитатель сам встает впереди колонны и заводит круг. Пройдя примерно половину круга, он переходит на бег (полный круг) и снова на ходьбу. Затем дети поворачиваются в другую сторону, и упражнение повторяется.

Соблюдать равное расстояние друг от друга в ходьбе и беге по кругу детям так же трудно, как и в ходьбе и беге колон­ной, поэтому для облегчения задания используется музыкаль­ное сопровождение или воспитатель ритмично произносит слова: «Побежали, побежали…» Этим задается определенный темп пере­движения в беге. Упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием выполняют его.

Ходьба и бег (поочередно)

В данном упражнении воспи­татель использует условный сигнал. Это может быть слово и удар в бубен или слово и музыка. На первых занятиях целе­сообразно сочетать оба сигнала, в дальнейшем подается ка­кой-нибудь один. Большинство детей достаточно быстро понимает задание и своевременно реагирует на сигнал, другие же подстраиваются по ходу выполнения упражнения. Воспитатель должен четко объяснить задание: «Сначала пойдете друг за другом, а когда я ударю в бубен вот так (показывает), вы побежите».

Ходьба и бег с остановкой

Воспитывает не только реакцию на сигнал, но и учит ориентироваться в пространстве. Это упражнение часто используется на занятиях, при различных перестроениях, в подвижных играх и т. д.

Во время игры малыши быстрее реагируют на сигнал, но в игре не всегда удается точно выявить, кто и как справляется с данным упражнением. Сделать это легче всего при непосред­ственном обучении на занятии.

Перед началом занятия воспитатель выстраивает детей в ше­ренгу и объясняет задание: «Сейчас вы пойдете друг за дру­гом, а когда я произнесу «воробышки», вы все остановитесь и скажете: «чик-чирик» и снова пойдете. Когда я произнесу «гуси», вы опять остановитесь и скажете: «га-га-га». Игровой прием делает понятным не только смысл выполняемого задания, но и вызывает интерес к разучиваемому упражнению.

Ходьба парами

Приучает детей к совместным действиям. Воспитатель помогает малышам построиться в пары, предлагает каждому второму (в шеренге) встать рядом с первым и взять его за руку. Когда все дети построятся, воспитатель подает сигнал к ходьбе парами в колонне — «пошли гулять».

Чтобы дети шли в определенном темпе, воспитатель идет рядом с первой парой (непродолжительное время). Дети идут в одну сторону, затем останавливаются, поворачиваются кругом и идут в другую сторону.

Ходьба парами в колонне представляет для детей второй младшей группы известные трудности. Им нелегко соблюдать расстояние между парами, выдерживать темп ходьбы. Л это час­то приводит к тому, что первая и последняя пары приближаются друг к другу, получается круг и дети идут парами по кругу.

Постепенно с помощью воспитателя малыши приобретают некоторое умение при выполнении данного упражнения.

Ходьба и бег врассыпную

Распространенный и удобный вид ходьбы и бега, часто используется в играх. Так как малыши еще плохо ориентируются в пространстве, не могут исполь­зовать всю площадь зала, то они обычно теснятся где-нибудь в одном месте, мешая друг другу. Воспитатель помогает детям выполнить это задание, предлагая ходить, и бегать, на разных концах зала (комнаты).

Ходьба и бег с изменением направления движения

По су­ществу направлены на формирование ориентировки в простран­стве, развитие реакции на сигнал воспитателя, умение слушать команду и объяснение педагога. Все дети идут в колонне по одному, у ребенка-ведущего в руках кукла. По сигналу воспитателя дети останавливаются, поворачиваются кругом и идут за тем, кто был последним (теперь он ведущий), в руках у него мишка. Таким образом воспитатель предлагает пойти за Машей (у нее кукла), затем за Колей (у него мишка). Ходьба и бег чередуются.

Ходьба с перешагиванием через предметы (шнуры, кубики, косички, бруски, обручи и т. д.) развивает глазомер ребёнка, приучает не шаркать ногами (рис. 2). Предметы для переша­гивания раскладываются воспитателем в соответствии с длиной шага ребенка (25—30 см). Иногда при выполнении упражне­ния дети делают приставные шаги. Воспитателю следует пока­зать и объяснить, что при ходьбе надо перешагивать правой и левой ногой без остановки. Задание выполняется в среднем, а иногда и медленном темпе.

Ходьба с перешагиванием через предметы

Схематический рисунок ходьбы детей с перешагиванием через кубики

Один комментарий к статье: Упражнения в ходьбе и беге

  1. Букашечка:

    Характерные примеры анаэробной двигательной деятельности — силовая подготовка и спринтерский бег. Различия между двумя типами двигательной деятельности происходят от разной продолжительности и интенсивности мышечных сокращений. От этого зависит способ, которым энергия производится внутри мышц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *