Стартовые пласты личности

Иерархия: Главная > Родители - творцы детей

У новорождённого есть скрытые наследственные предрасположения, есть рефлексы и зачатки психики, которые возникли во время дородовой жизни. В остальном он чист, свеж, готов к жадному всасыванию впечатлений. Эти впечатления и создают, видимо, психику ребёнка. Первые впечатления – самые фундаментальные, самые стержневые для всей жизни человека.

Все впечатления, которые получает младенец, идут на построение его души, ни одно не пропадает впустую. Чем больше приток хороших впечатлений, положительных эмоций, конечно, в границах меры, тем здоровее, нормальнее тонкое строение детской психики. Чем больше  (сверх полезной меры) плохих впечатлений, отрицательных эмоций, тем больше, наверно, строится больных ячеек в душе младенца.

Отрицательные эмоции – это защитные сигналы психики, они благо по своей природной роли и для нормальной жизни, пожалуй, нужны человеку так же, как и положительные. Но ранимой психике малыша требуются, наверно, куда более обильные потоки положительных эмоций.

Впрочем, это только предположение. Наука ещё не открыла, какими нормами надо мерить положительные и отрицательные эмоции, какой должна быть их пропорция. Все дозировки здесь приходится искать вслепую, на ощупь, и это наносит огромный ущерб всем нам, детям и взрослым.

Самые ранние впечатления как бы переплавляются в краеугольные фундаменты детской личности. Именно из этих ранних впечатлений (вернее, из их слияния с врождёнными нервными свойствами) и складывается первичная сердцевина характера, первичное ядро младенческой личности, костяк его эмоционального и нравственного отношения к жизни.

Именно поэтому первые месяцы и годы детства – возраст, когда видимо, создаются самые долгодействующие, самые устойчивые опоры психики. На них будут наслаиваться потом все остальные напластования, и судьба этих напластований будет во многом зависеть от первых, донных слоёв…

В первые месяцы жизни в малыше созревает инстинкт подражания – самый сильный, наверно, из всех эмоциональных инстинктов, основной, видимо, психологический механизм, через который малыш растит в себе человека. Бессознательное и непрестанное подражание – это, пожалуй, главный способ, которым младенцы строят свой характер.

Освоение языка построено на подражании, все детские игры и общение растут из него. Малыш впитывает в себя человеческую мораль, усваивает человеческие отношения именно через подражание. И наверно, легче всего малыш впитывает то, что громче всего звучит в поведении родителей или поражает какой-то необычностью его сверхчувствительную душу.

Есть как бы два вида воспитывающих влияний жизни: сознательное воспитание и воспитание неосознанное – всем повседневным укладом жизни, всем домашним поведением. Наш личный пример, личный образ жизни – главный, пожалуй, строительный материал, из которого дети создают себя. Наша манера речи, поведения, наши взгляды, поступки, мораль – всё это они используют как кирпичики, строя себя. Именно через инстинктивное подражание частицы наших личностей вселяются в них, причём всякие – и хорошие, и плохие.

Малыш всасывает жадно, как губка, и всасывает всё в нас – наши глубины и пену, наши доблести и пороки. И наверно, от того, каковы мы в своём обыденном поведении, во многом зависит, какими будут они.

Воспитание малыша – это как бы вкладывание в него пусковых механизмов чувствования и поведения, вживление эмоциональных «моторчиков», которые будут двигать его психикой. Душа младенца невероятно восприимчива, она жадно вбирает в себя эти психологические «двигатели», и дальше они растут и действуют сами. От нас, видимо, требуется только выбирать нужные «моторчики», а потом терпеливо и настойчиво подправлять их действие, учить младенца соразмерять их с работой других «двигателей», чтобы они работали слитно друг с другом, объединялись в один согласованный аккорд.

Так мы вкладываем в младенца тягу к игре, движению, весёлой суете, так мы внедряем в него умение сдерживать себя, терпеть и ждать, сложнейшую систему «нельзя» и «можно». Так входят в малыша душевные силы, которые управляют его добрым или недобрым отношением к другим людям, его неэгоизмом или эгоизмом, его готовностью делиться с другими или жаждать чужого и не давать своё. Так мы внедряем – или не внедряем – в него тягу к самостоятельности, радость делать всё самому и многое-многое другое…

Комментарии закрыты.