Игры и упражнения по сенсорному воспитанию

В этом разделе приводятся дидактические игры и упражнения, целью которых является ознакомление детей с цветом, формой и величиной предметов. Рекомендуемые игры и упражнения представляют собой определенную систему. Они разбиты на группы в соответствии с задачами сенсорного воспитания детей того или иного возраста. Внутри этих групп игры и упражнения расположены в строгой последовательности: каждая следующая игра основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, и вносит нечто новое, расширяя и углубляя эти знания и умения.

В основу предлагаемой системы положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитии ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы будет успешным только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом. А для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной советскими учеными, и с тем, как эта теория была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Данный методический материал — «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» под редакцией Л. А. Венгера, являлся пособием для воспитателей детских садов и достался автору сайта при «раздаче» бумажной библиотеки на руки родителям. Очевидно современными воспитателями опыт поколений в деле обучения ребёнка жизни не особо востребован, а зря.