Физкультурные занятия

Иерархия: Главная > Методические материалы > Физвоспитание

Занятия по физической культуре для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 15-20 мин. Помещение (зал, групповая комната) проветривается, проводится влажная уборка. Дети занимаются в облёгчённой одежде. Если в помещении слишком прохладно, упражнения в положении лёжа лучше заменить другими.

В начале года, если группа вновь организована или дети ранее занимались в групповой комнате, желательно познакомить их с залом: показать пособия, оборудование, место его хранения. Малышам можно показать фрагмент физкультурного занятия в средней или старшей группе, чтобы они увидели, как красиво и праыильно дети выполняют различные упражнения.

Физкультурные занятия во второй младшей группе построены по обычной струкрурной схеме, т.е. состоят их вводной, основной и заключительной частей. Для каждой их них характерны свои задачи.

1. Вводная часть (2-3 мин.)

Упражнения этой части занятия мобилизуют внимание детей, подготавливают их организм к выполнению предстоящей двигательной нагрузки. Это упражнения в ходьбе и беге, построения и перестроения, различные задания с предметами (флажками, погремушками, кубиками) выполняются по указанию воспитателя, иногда с музыкальным сопровождением. Например, дети идут в колонне по одному с кубиками в руках, педагог предлагает остановиться и постучать кубиками перед собой, над головой, о пол и т.д. Аналогичны децствия и с другими предметами: погремушками — погреметь, флажками — помахать.

Упражнения в ходьбе и беге необходимо чередовать: сначала дети идут (неполный круг), а затем бегут (полный круг);  задания повторяются 2 раза.

Построения и перестроения развивают ориентировку детей в пространстве, помогают осмысливать свои двигательные действия и выполняемые сверстниками.

На первых занятиях ещё нет какого-либо организованного построения, вначале дети лишь упражняются в совместных действиях группами или всей группой в игровой форме, например «Пошли в гости к кукле (мишке)». Через несколько занятий применяются наиболее простые формы построения – в шеренгу, в колонну по одному. Воспитатель сам строит детей в колонну по одному небольшими группами в форме игры типа «Поезд», «Трамвай».

Следует помнить, что малыши ещё плохо справляются с заданием: забегают вперёд, отстают друг от друга, не могут запомнить место в колонне.

Для обучения ходьбе и бегу в колонне по одному воспитатель может использовать верёвку или шнур (дети берутся одной рукой). Но этот приём не всегда оправдывает себя, так как движения детей становятся неестественными. В свободном передвижении они легче усваивают задание.

Построение в круг проводится по ориентирам (предметам): заранее разложенные кубики, погремушки, флажки, мячи и т.д. В пары дети строятся вначале с помощью воспитателя: он предлагает детям встать в шеренгу, затем в колонну по одному, каждого ребёнка, стоящего вторым в колонне, ставит к первому и предлагает взяться за руки. Ходьба парами проводится в среднем темпе (бег парами ещё труден для малышей).

2. Основная часть (10-15 мин.)

Включает в себя: гимнастические упражнения общеразвивающего характера с различными предметами и без них, основные движения (упражнения в равновесии, лазанье, прыжках, метании), подвижную игру.

Общеразвивающие упражнения. При их выполнении дети становятся в круг или врассыпную около предметов (кубиков, погремушек, кеглей). Построение в круг целесообразно давать в начале года, когда малыши ещё не научились быстро и организованно передвигаться. В дальнейшем желательно использовать разнообразные построения: в две шеренги (два полукруга), в виде буквы П, врассыпную около предметов, в шахматном порядке около стульев и т.п.

Построение в круг около кубиков

Схематический рисунок построения детей в круг около кубиков

Воспитатель следит за тем, чтобы дети заняли правильное исходное положение, так как это определяет общую нагрузку на организм и на отдельные группы мышц.

Исходные положения самые разнообразные: стоя, сидя, стоя на коленях, лёжа на спине и животе. Переход от одного исходного положения к другому должен быть последовательным. Так, если детей нужно перевести из положения стоя в положение лежа, им предлагают сначала поставить ноги поближе друг к другу и, плавно опускаясь, сесть, а лишь затем лечь (если дети хорошо подготовлены, то можно предложить скрестить ноги, а потом сесть). Для перехода из положения стоя в положение стоя на коленях требуется, чтобы дети сначала присели и затем плавно опустились (не ударяя колен).

При проведении общеразвивающих упражнений в положении стоя для малышей, как правило, используют две позиции ног: на ширине ступни и на ширине плеч.

Наклоны и повороты воспитатель выполняет с детьми только 1-2 раза. Далее малыши продолжают упражнение самостоятельно по указанию педагога.

Почти все упражнения воспитатель показывает сам. Но некоторые из них может показать ребёнок. С ним это упражнение заранее разучено. После показа и объяснения дети самостоятельно выполняют прыжки. Лучшему усвоению ритма прыжков помогает музыкальное сопровождение. Кроме этого, можно использовать бубен. В такт ударам бубна воспитатель произносит слова «выше, выше» или «легче, легче».

В течение одной недели каждого месяца желательно проводить общеразвивающие упражнения без предметов. В остальных занятиях используются разнообразные пособия. Это делает упражнения более интересными и позволяет варьировать одни и те же движения.

При подборе предметов надо учитывать принцип экономной организации занятий. Так, если занятие включает прокатывание или перебрасывание мячей, то и общеразвивающие упражнения следует провести с мячами.

Основные виды движений. Составляя перспективный план занятий, воспитатель чётко намечает упражнения для обучения, повторения и закрепления. На выполнение обучающих упражнений отводится больше времени, повторение же знакомого материала не требует детального объяснения, а предполагает лишь некоторые уточнения или частичный показ.

Во второй младшей группе обычно планируется два вида основных движений на одно занятие. Нельзя снижать качество выполнения упражнений за счёт увеличения набора основных движений.

Правильная организация занятий предполагает продуманное расположение пособий. Поэтому в плане или конспекте занятия желательно дать схему размещения пособий и местоположение детей и воспитателя.

Условием, обеспечивающим освоение детьми двигательных навыков, является подбор основных движений для каждого занятия с учётом их физиологической сочетаемости и постепенного усложнения. Это достигается двукратным повторением каждого занятия в течение недели (иногда с небольшими изменениями) и правильным подбором второго основного движения, которое в данном случае выступает как средство изменения (уменьшения или увеличения) физической нагрузки, как средство оживления двигательного опыта детей, подготовки их к выполнению нового задания. Например, если в первой неделе каждого месяца вторым движением планируются прыжки, то в дальнейшем, когда прыжки будут планироваться одним из первых основных движений, это поможет детям наиболее полно реализовать свои возможности.

Таким образом, систему планирования основных движений можно представить в следующем виде: на первой неделе каждого месяца обучают равновесию и упражняют в прыжках, на второй – обучают прыжкам и упражняют в метании, на третьей – обучают метанию и упражняют в лазанье и, наконец, на четвёртой – обучают лазанью и упражняют в равновесии.

Подвижная пара – кульминационный момент в плане филической и эмоциональной нагрузки на организм ребёнка.

3. Заключительная часть (2-3 мин.)

После подвижной игры детей надо привести в спокойное состояние и только после этого можно перейти к другим видам деятельности. Как правило, в заключительную часть занятия входят простые упражнения, спокойные игры, хороводы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *