1/30 часть внимания

Иерархия: Главная > Родители - творцы детей

«Я воспитывался в детдоме — годы были военные и сирот было много. Нас сносно одевали и кормили, учили до шестого-седьмого класса, потом устраивали в ремесленные или фабрично-заводские училища. Только ласки мы видели маловато (у нас даже был карцер). С трёх-четырёх лет и до четырнадцати-пятнадцати к нам обращались по фамилиям.

Почему-то у многих из нас, бывших детдомовцев, не удаётся семейная жизнь, и, наверно, чаще у девушек. Много разводов, очень много. Может быть потому, что мы не видели примера семьи — мужа, жены, детей и их отношений?»

А.О. Ленинград, июнь 1981 года.

Наверно, мать и отец для малыша — как божества, податели жизни, они играют для него гигантскую, ни с чем не сравнимую роль. Пожалуй, именно эту роль и перенесли первобытные люди на богов своей мифологии. В первые детские годы от матери и отца на сто процентов зависят развитие малыша и все стороны его жизни.

Дети, у которых нет родителей, резко отстают в росте — физическом, умственном, эмоциональном. В домах младенца многие из них едва начинают говорить к двум-трём годам; многие растут скомплексом неполноценности, у них куда больше замкнутость, недоверчивость, тяга к неправде, к драке. Профессор И.А. Аршавский, один из основателей возрастной физиологии, писал об этих малышах: целыми днями они сидели или лежали в своих кроватках, манежах и как будто ни в чём не знали недостатка — ни в игрушках, ни в еде, ни в покое, ни в сне. Но они не ведали радости общения, азарта игры, которые делают ребятишек резвыми, активными. Пища не шла им впрок. Они отставали от сверстников в росте, в весе, позже начинали ходить, труднее осваивали премудрости речи.

Но от нехватки родительского внимания страдают не только сироты. Эта нехватка влияет (хотя и меньше) и на малышей, которых водят в ясли и сады — пятидневки. Врачи, психологи, социологи выяснили, что жизнь в пятидневках и интернатах тоже ведёт к задержкам и искривлениям во всём развитии детей: физическом, психологическом, нравственном, умственном.

В первые годы жизни родители — особенно мать — нужны, пожалуй, младенцу в максимальных дозах. Материнская ласка и родительский индивидуальный подход — два главных рычага, которые растят в человеке человека.

«Есть ли конкретные данные, что в пятидневках дети развиваются хуже? Может быть, это всё же допустимый вариант? Ведь отрыв от родителей тут не полный, его можно возместить, тем более, что потребность друг в друге повышена…»

Завод «Хроматрон», февраль 1982 года.

Задумаемся. Когда малыш пять суток из семи живёт без родителей, он у них — как бы гость в выходные дни, а главная часть его жизни проходит без их любви и внимания, без главнейшей пружины нормального детского роста.

Большинство «воскресных родителей» почти совсем не воспитывают детей, перекладывают их воспитание на детсад, ясли. Но у воспитательницы в группе тридцать малышей, и от этого в детском саду явно недостаёт индивидуального подхода – одной их коренных основ нормального воспитания. Да и может ли одна воспитательница заменить детям внимание тридцати мам и тридцати пап?

Пять суток в неделю малыши получают одну шестидесятую часть нормального внимания со стороны взрослых. От этого, по-моему, пятидневка очень ослабляет в детях плюсы и усиливает минусы. И родители, пожалуй, тоже терпят непоправимые лишения, когда у них нет ежедневного общения с детьми. Они не заряжаются от детей радостями, и это делает тусклыми их будни. В них не вырастает (или плохо вырастает) умение вживлять в других и в себя лучшие душевные свойства, быть скульптором и спасателем своих детей и себя самого. А ведь это, наверно, самая главная из всех человеческих способностей, и от неё, видимо, больше всего зависит наше счастье или несчастье.

В подсознании таких родителей ослабевает чувство душевной ответственности за детей, и это эгоизирует их, вселяет во многих их них «кукушечью» психологию. И наконец, когда родители мало связаны друг с другом ребёнком – этой очень крепкой дополнительной связью, — семья становится гораздо рассыпчатее.

Комментарии закрыты.